0

Катализатор в автомобиле: его функции и признаки неисправности

Многие автовладельцы задумываются о том, что такое катализатор в автомобиле только после выхода из строя данного агрегата. Изначально на автомобили стали устанавливать каталитические нейтрализаторы, чтобы снизить пагубное влияние на окружающую среду выхлопных газов, образующихся при работе ДВС. Однако далеко не все автовладельцы согласны на повторную установку катализаторов, ведь стоимость этого агрегата достаточно высока. К тому же из-за невысокого качества топлива, они выходят из строя достаточно часто.

Катализатор автомобильный что это такое, виды катализаторов

Предлагаем разобраться, что из себя представляет катализатор, из чего он состоит, какие функции выполняет, для чего его удаляют и какие есть альтернативные варианты замены.

Катализатор (каталитический нейтрализатор) – это компонент выхлопной системы, представляющий собой соты из различных драгоценных металлов, применяющийся для очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания от вредных веществ.

Зачем нужен катализатор

Автомобильный катализатор помогает снизить процент вредных веществ в выхлопных газах. К ним относятся оксид углерода, оксиды азота и углеводороды.

Сегодня на машины устанавливаются нейтрализаторы, которые изготовлены из благородных металлов. При работающем двигателе выхлопные газы нагревают катализатор до предельно высоких температур. В результате вредные выхлопные газы, проходящие через нагретые благородные металлы выгорают, то есть их процентное содержание уменьшается. Таким образом соблюдаются установленные экологические требования.

Из чего состоит автомобильный катализатор

В первую очередь катализатор состоит из корпуса, внутри которого находятся керамические или металлические соты. С торца корпуса нанесено покрытие из сплава платины, иридия и палладия. Благодаря сотовой структуре увеличивается площадь контакта выхлопных газов с поверхностью, на которую нанесен каталитический слой. В катализаторе протекает окислительная реакция монооксида углерода и углеводорода. В результате из выхлопных газов выходят относительно безвредные вещества – азот и углекислый газ.

Виды катализаторов

Все катализаторы делятся на следующие типы:

  • Сажевый. Используется только для дизельных двигателей, имеет блоки расположенных последовательно квадратов, которые чередуют свое положение – открыт/закрыт.
  • Металлический. Самый прочный и долговечный тип автомобильных катализаторов. Внутри содержит множество спиралевидных структур, образующих соты не классической формы. Такому типу катализаторов не страшны удары и прочие механические воздействия. Вывести его из строя может не качественное топливо, а также сильный перегрев.
  • Керамический. В данном типе установлена ​​конструкция, напоминающая соты. Нейтрализующий элемент из керамики защищен платино-иридиевым сплавом. Какие недостатки у керамического агрегата? Он достаточно хрупкий, может выйти из строя при сильном ударе, а также при попадании воды внутрь.

Причины неисправности катализатора

Компании, которые производят каталитические нейтрализаторы для автомобилей заявляют, что их можно использовать на 100-150 тысяч километров. Однако, в реальности этот агрегат может выйти из строя гораздо раньше, особенно если вы живете в мегаполисе и постоянно стоите в пробках.

Почему катализатор может выйти из строя? По простому, катализатор – это фильтр, а фильтры, как известно, нужно менять регулярно. Например, срок службы катализатора сократится при выходе из строя системы зажигания. Такая проблема обычно выявляется на автомобилях Форд и ВАЗ. Если зажигание настроено неправильно, возникают пропуски зажигания. В результате топливная смесь сгорает лишь частично. Образуется огромное количество сажи, которая скапливается в катализаторе. Лучшее решение – очистить его.

Как определить неисправность катализатора

Использование некачественного топлива может привести к повреждению катализатора. Топливо полностью не будет сгорать, а процесс дожигания будет происходить как в коллекторе, так и непосредственно в катализаторе, что может расплавить ячеистую структуру.

Не стоит рассчитывать на долги срок службы неоригинального катализатора сомнительного качества. Поскольку при производстве могут не соблюдать размер ячеистой структуры и если она окажется меньше, чем предполагал завод изготовитель автомобиля, то катализатор быстро забьется, что приведете к перегреву и выходу из строя.

Катализатор может также забиться отходами сгорания. Обычно это происходит, когда мотор начинает потреблять слишком много масла. Ведь при его сгорании образуется сизый дым, оставляющий отложения в катализаторе. В результате кат рано или поздно выйдет из строя.

Симптомы неисправного автомобильного катализатора

  1. На приборной панели загорается индикатор «Check Engine». Он загорается, если система обнаруживает любую ошибку двигателя. В данной ситуации это связано с неверными показаниями лямбда-зонда. Чтобы убедиться, что причиной неисправности является катализатор, необходимо диагностировать его с помощью сканера.
  2. Мощность автомобиля падает. Если катализатор в машине не в порядке, машина будет дергаться, тяга уменьшится. Это происходит из-за того, что производительность катализатора снизилась. Ведь соты частично разрушены, запеклись, проход выхлопных газов затруднен. Все это приводит к тому, что двигатель «не дышит».
  3. Посторонние звуки под днищем. Вы слышите стуки, возникающие на высоких оборотах или при запуске автомобиля? Обычно это происходит, когда керамические элементы начинают разрушаться. Выпавшие частицы ударяются о стенки катализатора, потому что на них действуют поток газа, а также центробежные силы.
  4. Слабое или неравномерное давление газов из глушителя. Если катализатор в машине работает нормально, то, приложив ладонь к выхлопной трубе, вы почувствуете, что исходящий газовый поток как бы пульсирует. Это происходит потому, что выпускные клапаны работают по очереди. Если же вы заметили, что поток газа слабый или нет пульсации? То, скорее всего, клетки нейтрализатора разрушены.

Катализатор в машине не может сломаться мгновенно. Прежде чем он окончательно выйдет из строя, вы заметите, что появились описанные выше неисправности.

Как проверить неисправность катализатора

Проверка катализатора не снимая его с автомобиля

Вы можете сделать проверку самостоятельно. Однако для проведения этой процедуры потребуются опыт и средства диагностики. Для точной диагностики лучше всего обратиться в специализированный сервисный центр. Как проводится проверка катализатора в автомобиле?

Внешний осмотр после снятия коллектора. Если вы обнаружите механические повреждения, вмятины, сколы, то, скорее всего, внутренние элементы тоже испортились. К сожалению, с помощью внешнего осмотра определить со 100% точностью состояние ячеек не удастся. Кроме того, может быть проведен тест на зазоры. Если соты в порядке, значит катализатор в машине исправен. Диагностировать таким способом получится не каждую модель автомобиля, ведь устройство катализатора на разных автомобилях может отличаться.

Проверка противодавления. Для проведения такой проверки потребуется специальный прибор – манометр. С его помощью вы можете измерить давление выхлопа. Если он выше нормы, значит катализатор неисправен. Сначала вам нужно выкрутить лямбда-зонд и вместо него подключить манометр.

Важно! Соединение должно быть плотным.

Заводим двигатель, увеличиваем и держим обороты до 2,5-3 тысяч в течение 10 секунд. Оптимальное давление – не более 0,3 кг на квадратный сантиметр. Манометр показал более высокое давление? Скорее всего катализатор в машине забит.

Диагностика катализатора в автомобиле с помощью мотор-тестера. Потребуется диагностический прибор, чтобы проверить исправность с помощью осциллограммы. Устройство устанавливается вместо свечей зажигания, после чего запускается двигатель. Данные, полученные с датчиков, покажут состояние катализатора.

Очистка автомобильного катализатора

Эта процедура поможет, если выполнять ее, когда соты катализатора еще целы. Если они раскололись или разрушились, то промывка не поможет. Единственный выход – заменить в машине катализатор или установить недорогой пламегаситель.

Профилактическая чистка специализированным средством. Рекомендуется выполнять каждые 70 000–100 000 километров. Снимать катализатор с автомобиля не требуется. В магазинах автомобильных аксессуаров вы можете найти средства для промывки и очистки катализаторов, например, очиститель Whynn’s Catalytic Cleaner. Залейте жидкость в топливный бак, и продолжайте движение. После такой очистки из катализатора будет выходить сажа вместе с выхлопными газами.

Для проведения механической чистки понадобится компрессор, а также мелкая наждачная бумага. Конечно, с помощью такого метода очистки устранить внутреннее загрязнение – нагар в керамических сотах не удастся. Скорее всего это не даст значительных результатов, как и применение химических средств, которые не предназначены для катализаторов, например: керосин, этанол, очищающие аэрозоли – жесткие химические средства могут испортить катализатор, после чего потребуется полная его замена.

Понравилась статья?

Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях:

А еще у нас интересные e-mail рассылки, подписывайтесь! (1 раз в неделю)

Последние записи

Оставить ответ


Submit Comment
© 2020 Автомобильный портал TurboRacing.ru Все права защищены.
Копирование материалов сайта без активной ссылки на оригинал запрещено.