0

Как заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством

Автомобильный аккумулятор (сокращенно АКБ – автомобильная аккумуляторная кислотная батарея) предназначен для запуска двигателя. Он является основным источником питания для электрических двигателей и дополнительным – для топливных в выключенном состоянии. В составе аккумулятора находится сразу несколько элементов питания.

Как заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством

В настоящее время изобретено несколько типов аккумуляторных батарей, которые различаются по составу электролита и электродов:

  • щелочные;
  • литий-ионные;
  • кальциевые;
  • гибридные;
  • сурьмянистые;
  • малосурьмянистые;
  • гибридные;
  • свинцово-кислотные (WET).

Для стартерных двигателей применяются только свинцово-кислотные батареи, изобретенные полтора века назад и дошедшие до нас с неизменной конструкцией. В их состав входят очень вредные химические вещества – серная кислота (электролит) и свинцовые пластины (электрод), в результате взаимодействия которых вырабатывается электричество. Составляющие аккумулятора прочно защищены устойчивым к кислотам пластиковым корпусом. Данные устройства кратковременно подают на стартер электрический ток большой величины, благодаря чему производится запуск двигателя и вращение коленвала.

В процессе эксплуатации происходят разрушающие химические процессы, в связи с которыми пластины разрушаются, а электролит выкипает. Это способствует уменьшению емкости АКБ.

Наиболее распространен для легковых автомобилей вид АКБ, включающий в свой состав 6 элементов питания по 2,1 В каждом. В сумме получается 12,6 В. Свинцовые пластины вступают в химическую реакцию с электролитом

Как подобрать зарядное устройство для зарядки автомобильного аккумулятора

Во время работы двигателя аккумулятор подзаряжается от генератора, но со временем заряд неизбежно уменьшается и АКБ нуждается в зарядке. Лучше всего не дожидаться, пока автомобиль перестанет заводиться, а зарядить автомобильный аккумулятор перед наступлением зимнего сезона и еще 2 – 3 раза в год.

Зарядное устройство (ЗУ) бывает трех типов в зависимости от вида аккумулятора:

  • WET имеют жидкий электролит;
  • AGM – электролит в виде пропитки стекловолокна;
  • GEL – электролит в виде геля.

Рассмотрим выбор зарядного устройства для WET – аккумуляторов, которые применяются в стартерных автомобилях. Чтобы выбрать устройство, необходимо определить напряжение, выдаваемое АКБ и ее емкость. Этот параметр всегда указан на наклейке корпуса.

Какие бывают зарядный устройства для аккумулятора автомобиля

Для быстрого заряда батареи оптимальным будет выбор такого зарядного устройства, значение тока которого в 10 раз меньше, чем значение емкости аккумулятора. В режиме ускоренной зарядки показатель тока ЗУ не должен превышать более чем на 30% стандартное значение тока. Такую зарядку нельзя использовать часто, так как она портит свинцовые пластины.

Зарядные устройства с возможностью регулировки тока и фиксированным напряжением – самый лучший вариант для равномерного и плавного заряда АКБ, но и цена на них выше.

ЗУ с функцией заряда сразу нескольких батарей хорошо подойдут для автосервиса, а для использования в личных целях нет смысла переплачивать.

По выдаваемому напряжению зарядные устройства бывают на 6 В (для мотоциклетной техники), 12 В (для легковых автомобилей) и 24 В (для грузовых автомобилей), а также дорогостоящие модели на 12/24 и 6/12/24 В.

По способу действия ЗУ подразделяются на:

  • пусковые – помогают произвести запуск;
  • зарядные непосредственно заряжают аккумулятор;
  • пуско-зарядные осуществляют и запуск, и зарядку;
  • портативные производят запуск без включения в розетку.

По конструкции зарядные устройства классифицируют на:

  • импульсные выполнены с инвертором, защищены от короткого замыкания, стоят дороже;
  • трансформаторные имеют в своем составе трансформатор и выпрямитель, за счет чего они тяжелые и громоздкие.

Зарядка АКБ постоянным током

Заряд АКБ постоянным током позволяет восполнить запас энергии на 100%. При этом величина тока поддерживается постоянной все время, пока идет заряд. Для этого применяются специальные ЗУ или самостоятельное измерение и регулирование значений тока с помощью регулирования напряжения реостатом.Каждые полчаса необходимо контролировать значения тока амперметром и корректировать их с помощью изменения напряжения реостатом. Полный заряд батареи при полностью разряженной АКБ обычно достигается за 20 часов.

как зарядить АКБ постоянным током

Ток для заряда принимается равным 5 – 10% от емкости АКБ от начала заряда до повышения температуры аккумулятора до 45 градусов Цельсия. Далее выключают зарядное устройство или ждут остывания батареи до комнатной температуры, снижают уровень тока в 2 раза и продолжают заряд. При этом необходимо каждый час проверять параметры плотности электролита и значение напряжения. Через 2 часа после установки указанных характеристик в неизменном виде аккумулятор можно отключать от сети.

Зарядка АКБ постоянным напряжением

Заряд автомобильного аккумулятора постоянным напряжением позволяет быстро зарядить аккумулятор до достижения 90 – 95% емкости. После подключения разряженной АКБ к ЗУ необходимо выставить напряжение 14,5 – 15 В. При этом параметры тока контролировать не нужно. Значения тока сначала будут очень высокими, спустя 2 – 4 часа они станут раными 5 – 10% от емкости, а к концу зарядки приблизятся к нулю. Значит, пора отключать зарядное устройство.

По завершении заряда любым из способов параметры АКБ должны быть следующие:

  • напряжение минимум 12,6 В;
  • плотность электролита 1,27 г/см3;
  • уровень электролита 1,0 – 1,2 см над пластинами.

Подключение зарядного устройства к аккумулятору

При работе с аккумулятором двигатель и все оборудование автомобиля должно быть выключено. Для зарядки АКБ необходимо отсоединить его клеммы и достать из автомобиля. Вытаскивать и переносить аккумулятор нужно в горизонтальном положении, чтобы избежать вытекания кислоты из отверстий для вентиляции.

Клеммы АКБ нужно почистить от коррозии и подтеков серной кислоты при помощи щетки, соды и воды. Далее необходимо долить дистиллированную воду во все отсеки батареи до необходимого уровня.

Для предотвращения повреждения парами серной кислоты ЗУ нужно расположить аккумулятор на максимальном расстоянии от него.

Далее устанавливается необходимое напряжение для заряда. На устройствах с возможностью регулировки напряжения устанавливается минимальный уровень заряда.

Клипсы ЗУ подключаются к АКБ с соблюдением полярности с использованием соединительного кабеля.

Зарядное устройство включается в розетку. Лучше не использовать удлинитель, а подключать прибор напрямую.

Нюансы зарядки гелевых и AGM аккумуляторов

При правильной эксплуатации гелевые и AGM аккумуляторы служат дольше, чем свинцово-кислотные. Для них требуется зарядное устройство, имеющее дополнительные функции или стандартное ЗУ плюс дополнительная батарея. Для таких аккумуляторов противопоказан перегрев, они должны быть отключены от ЗУ сразу после по достижении полного заряда батареи. В противном случае часть гелия перейдет в жидкое состояние, и аккумулятор перестанет функционировать.

Зарядное устройство для AGM и GEL – аккумуляторов должно обладать:

  • возможностью регулировки тока;
  • адаптацией напряжения к температурным колебаниям окружающей среды;
  • возможностью выбора различных стадий зарядки (увеличение напряжение, постоянное напряжение при росте значений тока, минимальные значения тока и напряжения);
  • широким рабочим диапазоном температур (от 5 до 40 градусов по Цельсию).

Процесс заряда гелевой АКБ

При подсоединении аккумулятора к зарядному устройству определяется значение тока, по результатам которого начинается первый этап – зарядка при постоянном токе и увеличении напряжения. По его завершении заряд батареи приостанавливается в целях остывания АКБ.

Вторым этапом ЗУ измеряет силу тока АКБ и продолжает заряд при других значениях тока. Далее повторно производится автоматическое измерение значений тока батареи.

Третий этап заряда предусмотрен только для подготовки к хранению аккумулятора. В данном случае заряд производится при самых маленьких значениях тока и напряжения.

Зарядные устройства для AGM и GEL – аккумуляторов обладают особенностью постоянного измерения значений температуры и тока и автоматическим отключением, что является самыми важными параметрами, отличающими их от стандартных зарядок.

Есть способ, как зарядить гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством. Для этого потребуется дополнительный аккумулятор с любым зарядом батареи. Зарядное устройство подключается к дополнительному аккумулятору, а он, в свою очередь, к гелевому дополительными клеммами.

После подключения устройств с соблюдением полярности включается зарядное устройство. Необходимо следит некоторое время за температурой гелевого аккумулятора. Если в течение 15 – 30 минут она немного превышает комнатную, значит все в порядке, можно оставить на пару часов для полного восполнения энергии. По истечении времени нужно измерить амперметром силу тока гелевого аккумулятора и принять решение о продолжении или остановке процесса зарядки.

Важно не допускать перегрева АКБ на начальном этапе. Это приведет ее в непригодное состояние.

Меры предосторожности при работе с аккумулятором и во время зарядки

Техника безопасности при работе с АКБ очень важна. В свободном доступе всегда необходимо иметь воду и мыло. Зарядку нужно проводить в проветриваемом помещении, чтобы выделяемый аккумулятором водород не привел к взрыву. Воспламеняющие жидкости и источники искры нужно убрать из помещения, на глаза надеть очки. Для предупреждения короткого замыкания все металлические украшения должны быть сняты. Металлическим инструментом нельзя прикасаться сразу к двум клеммам. Нельзя прикасаться к белому налету на клеммах аккумулятора, это засохшая кислота. При попадании кислоты на кожу, одежду или в глаза необходимо промыть их напором холодной воды в течение 15 минут. После работы с аккумулятором необходимо тщательно помыть руки с мылом.

Понравилась статья?

Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях:

А еще у нас интересные e-mail рассылки, подписывайтесь! (1 раз в неделю)

Последние записи

Оставить ответ


Submit Comment
© 2020 Автомобильный портал TurboRacing.ru Все права защищены.
Копирование материалов сайта без активной ссылки на оригинал запрещено.