0

Чем робот отличается от автомата и вариатора

Глубоко ошибочно думать, что роботизированная коробка передач это тот же автомат, но более совершенный и дооснащённый по последнему слову науки и техники. Скорее наоборот. Робот это механическая КПП в комплекте с узлами- актуаторами, которые автоматизируют процесс сцепления и переключения передач, почти полностью исключая из него водителя.

чем робот отличается от автомата и вариатора

«Почти», потому что большинство роботов параллельно могут управляться и человеком с помощью рычага или переключателей под рулём. Было бы правильно называть роботизированную коробку передач полуавтоматом.

Принцип работы роботизированной коробки перемены передач

Работа робота основана на взаимодействии бортовой электроники автомобиля и узлов-актуаторов (сервоприводов). На основании объективной информации о скорости движения, режиме работы двигателя и других параметров, получив команду от компьютера один сервопривод отключает сцепление трансмиссии с двигателем, а другой одновременно выбирает и включает нужную передачу. Далее сцепление включается, переключение произошло. Сервоприводы применяются двух видов:

  • электрический актуатор, представляет собой электродвигатель действующий через редуктор на механизм переключения;
  • гидравлический сервопривод, который управляет переключением через гидроцилиндр после команды электроники.

Роботизированная коробка передач изначально разрабатывалась для малолитражных автомобилей. Но идея оказалась настолько удачной, что уверенно «пошла в массы». Сейчас инженеры оснащают роботами авто любого класса. Например, Фольксваген ставит их на весь свой модельный ряд.

Чем отличается робот от автомата

Достоинства роботизированной КПП

  • имея в своей основе механическую коробку, она более надёжна, чем автомат и вариатор;
  • имеет ручной режим переключения передач;
  • робот дешевле в производстве и последующем обслуживании, чем АКПП и вариатор;
  • у робота меньший рабочий объём, размеры и вес всего агрегата, что оптимально для установки на автомобили малой мощности;
  • повышенный на 30% срок службы сцепления;
  • более низкий расход горючего при прочих равных условиях эксплуатации, чем у машин с другими КПП.

Недостатки робота

  • коробка-робот с электрическим сервоприводом медленно, с задержкой до двух секунд, переключает передачи;
  • при переключении со столь значительной задержкой ощущаются рывки и дискомфорт;
  • гидравлический актуатор обеспечивает более быстрое переключение, тратится всего около 0,05 секунды, однако он более дорогой и увеличивает нагрузку на двигатель, значительно отбирая мощность;
  • авто с гидравлическим сервоприводом намного дороже;
  • робот категорически не любит пробуксовки сцепления. Кстати, пробуксовка сцепления неприемлема для любого вида КПП.

Инженерная мысль не стоит на месте и в продолжение обычного робота создана преселективная КПП. Это коробка с двумя вторичными валами и двумя дисками сцепления. С её появлением автомобилестроителям удалось исключить задержки переключения, толчки, рывки и дёрганье автомобиля при динамичном разгоне, удалось достичь плавности хода и комфорта для пассажиров.

Коробка робот плюсы и минусы

Существенным недостатком является сложность ремонта и высокая стоимость производства преселективной коробки. Это ведёт к удорожанию автомобиля в целом.

Чем робот отличается от автомата и вариатора

Гидромеханическая коробка передач, коробка-автомат в классическом варианте. Давно и надёжно выполняет своё предназначение:

  • обеспечивает плавность хода машины;
  • избавляет от необходимости дергать рычаг в городском режиме вождения;
  • долго и надёжно служит, если относиться к ней уважительно и бережно.

Но имеет свои существенные недостатки:

  • более высокое потребление горючего, в сравнении с той же механикой или роботом, при прочих равных параметрах;
  • ощутимые моменты автоматических переключений.

Вариаторная автоматическая коробка передач на первый взгляд проста и совершенна. Крутящий момент передаётся с одного шкива на другой, скорость изменяется за счёт увеличения и уменьшения диаметра подающего и принимающего шкива.

Вариатор плюсы и минусы

Достоинства вариатора:

  • нет моментов переключения, скорость хода изменяется плавно и бесшумно;
  • так же легко управляется, как АКПП и робот;
  • вариаторная коробка самая экологичная из всех.

Но вариатор тоже может преподнести сюрпризы водителю:

  • высокая требовательность к замене и качеству масла;
  • авто на вариаторе противопоказано длительно гонять на высоких оборотах;
  • вариатор не переносит пробуксовки и частого экстренного торможения;
  • ремонт бесступенчатой коробки сложное и дорогое удовольствие.

Какую коробку передач лучше выбрать

Как видно из описаний выше каждый вид трансмиссии имеет свои плюсы и минусы. Иногда персональные, для определённого вида КПП, иногда общие для нескольких. Какой выбор сделать, и в пользу какой трансмиссии вложить собственные средства при покупке автомобиля.

В первую очередь необходимо оценить свои запросы и потребности. Затем выбирать, опираясь на объективные данные:

  • механика или робот высокого класса будут востребованы водителем для которого драйв, скорость и маневренность не пустой звук;
  • гидромеханическая АКПП в традиционном исполнении нужна для комфортного передвижения не только по городу, но и на меж городских дорогах;
  • обычная роботизированная КПП будет незаменимой при спокойном передвижении по городу, особенно если это маленький автомобиль и вы не прочь сэкономить;
  • вариаторный тип коробки передач порадует ценителей комфорта и плавного хода.

Сложность представляет только изначальный выбор. Любая современная трансмиссия обладает высокой надёжностью и солидным потенциалом прочности. Естественно, многолетний срок службы обеспечивается бережным отношением со стороны хозяина.

Понравилась статья?

Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях:

А еще у нас интересные e-mail рассылки, подписывайтесь! (1 раз в неделю)

Последние записи

Оставить ответ


Submit Comment
© 2019 Автомобильный портал TurboRacing.ru Все права защищены.
Копирование материалов сайта без активной ссылки на оригинал запрещено.