0

Как проверить катушку зажигания мультиметром

При неисправности катушки зажигания двигатель современного автомобиля перестает заводиться. Компьютерная диагностика автомобиля не всегда определяет неисправность катушки, в подобном случае не подводит старый и проверенный метод ее проверки посредством универсального прибора (мультиметра) в режиме измерения омического сопротивления.

Назначение катушки зажигания и ее типы

Катушка зажигания (называемая еще и бобиной) преобразует электрический импульс от бортового аккумулятора в пик высокого напряжения, подаваемый на установленные в цилиндрах свечи зажигания, и создающий в воздушном зазоре свечи электрическую искру. Низковольтный импульс вырабатывается в прерывателе (трамблере), коммутаторе (усилителе зажигания) или блоке управления двигателем (БУД).

как проверить катушку зажигания мультиметром

Для электрического пробоя воздушного зазора свечи порядка 0,5-1,0 мм необходим импульс напряжением не менее 5 киловольт (кВ) на 1 мм зазора, т.е. на свечу должен подаваться электрический импульс напряжением не ниже 10 кВ. Для большей надежности, с учетом возможной потери напряжения в соединительных проводах и добавочном ограничительном резисторе, вырабатываемое катушкой напряжение должно доходить до 12-20 кВ.

Внимание! Импульс высокого напряжения с катушки зажигания опасен для человека и может даже вызвать поражение электротоком! Особую опасность разряды представляют для лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Устройство катушки зажигания

Катушка зажигания представляет собой повышающий трансформатор с 2 обмотками – низковольтной и высоковольтной, либо автотрансформатор, в котором обе обмотки имеют общий контакт, обозначаемый «К» (корпус). Первичная обмотка наматывается лакированным медным проводом большого диаметра 0,53-0,86 мм и содержит 100-200 витков. Вторичная обмотка наматывается проводом диаметром 0,07-0,085 мм и содержит 20.000-30.000 витков.

При работе двигателя и вращении распредвала кулачковый механизм трамблера последовательно замыкает и размыкает контакты, и в момент размыкания меняющийся в первичной обмотке катушки зажигания ток по закону электромагнитной индукции наводит во вторичной обмотке, связанной с первичной общим магнитным потоком через сердечник из тонких железных листов, импульс высокого напряжения.

Устройство катушки зажигания

В подобной схеме, применявшейся вплоть до 90-х годов, часто подгорали электрические контакты в цепи размыкания, и в последние 20-30 лет производители электрооборудования заменили механические прерыватели на более надежные коммутаторы, а в современных автомобилях работа катушки зажигания контролируется блоком управления двигателя, в который и встроен коммутатор.

Иногда коммутатор конструктивно объединен с катушкой зажигания, и при его неисправности приходится менять коммутатор вместе с катушкой.

Типы катушек зажигания

В автомобилях применяются в основном 4 типа катушек зажигания:

  • общие для всей системы зажигания;
  • общие сдвоенные (для 4-цилиндровых двигателей);
  • общие строенные (для 6-цилиндровых двигателей);
  • индивидуальные на каждый цилиндр сдвоенные.

Общие сдвоенные и строенные катушки одновременно образуют искры в работающих в одной фазе цилиндрах.

Проверка исправности катушки зажигания мультиметром

Начинать проверку катушки зажигания следует с ее «прозвонки», т.е. измерения сопротивления проволочных обмоток.

Проверка общих катушек зажигания

Проверку катушки следует начинать с ее первичной обмотки. Сопротивление обмотки ввиду малого числа витков толстого провода также малое, в пределах от 0,2 до 3 Ом, что зависит от модели катушки, и измеряется в положении переключателя мультиметра «200 Ом».

Величина сопротивления измеряется между выводами «+» и «К» катушки. Прозвонив контакты «+» и «К», следует измерить сопротивление высоковольтной катушки (для чего переключатель мультиметра переключить в положение «20 кОм») между выводами «К» и выводом высоковольтного провода.

Проверка катушки зажигания схема

Чтобы установить контакт с высоковольтным выводом, коснитесь щупом мультиметра медного контакта внутри ниши подключения высоковольтного провода. Сопротивление высоковольтной обмотки должно быть в пределах 2-3 кОм.

Значительное отклонение сопротивления любой из обмоток катушки от должного (в предельном случае короткое замыкание или обрыв) однозначно свидетельствует об ее неисправности и необходимости замены.

Проверка сдвоенных катушек зажигания

Проверка сдвоенных катушек зажигания производится иначе, и она несколько более затруднительна. У этих катушек выводы первичной обмотки обычно выводятся на контактный разъем, и для ее прозвонки необходимо знать, к каким контактам разъема она подключена.

Высоковольтных выводов у подобных катушек два, и прозванивать вторичную обмотку следует путем контакта щупов мультиметра с обоими высоковольтными выводами, при этом измеренное мультиметром сопротивление может быть несколько выше, чем у общей для всей системы катушки, и превышать 4 кОм.

Тестируем сдвоенные катушки зажигания

Проверка индивидуальных катушек зажигания

Причиной отсутствия искры при индивидуальных катушках зажигания, помимо отказа собственно катушки (что проверяется мультиметром как описано выше), может быть неисправность встроенного в них добавочного резистора. Этот резистор легко извлекается из катушки, после чего следует измерить мультиметром его сопротивление. Нормальное значение сопротивления лежит от 0,5 кОм до нескольких кОм, и если мультиметр показывает обрыв, резистор неисправен и его необходимо заменить, после чего искра, как правило, появляется.

Видео инструкция по проверке катушек зажигания

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях!

Последние записи

Оставить ответ


Submit Comment

© 2017 Автомобильный портал TurboRacing.ru Все права защищены.
Копирование материалов сайта без активной ссылки на оригинал запрещено.